В процессе внедрения предусмотрены следующие этапы (задания):
1. Определение загруженности бухгалтеров (всех в целом и каждого сотрудника в отдельности). Оптимизация
Задание | Тема |
№ 1, 2 |
Изучение работ бухгалтеров. (Примечание. Перечень работ бухгалтерии "привязан" к работам и формам программы 1С: Предприятие 8.0.- Бухгалтерия.)
Количественный подсчет работ и документов за характерный для предприятия месяц.
|
№ 3, 4 |
Нормирование. (Примечание. Буквально с секундомером (!) были выведены нормы на работы и заполнение форм программы 1С: Предприятие 8.0.- Бухгалтерия.)
Оценка качественного уровня работ бухгалтеров.
|
№ 5, 6 |
Проверка норм. Измерение и анализ загруженности отдела.
Анализ распределения работ между сотрудниками. Оптимизация работы всего отдела. Выводы и усовершенствования по итогам предыдущих шагов.
|
2. График подготовки документов
Общеизвестный факт: начало месяца, следующего за кварталом, зачастую напоминает страду.
Интересно обратить внимание на феномен: любой руководитель, в принципе, понимает, что частые авралы – это, скорее, следствие запущенности, а не форс-мажоров.
Однако эта, в целом, очевидная и верная мысль не приходит в голову, когда речь заходит об очень конкретной (собственной) бухгалтерии. Поэтому в заданиях:
№ 7, 8 |
Составляется график сдачи документов/отчетов:
Собираются и систематизируются сроки в общий график, к которым контролирующие органы требуют сдачи документов.
Вырабатываются стандарты по срокам сдачи документов руководителю на проверку и срокам сдачи в контролирующие органы (во избежание авралов).
Сводятся в общий График сдачи работ/документов.
Заносятся данные в График сдачи работ/документов. Рассчитывается результативность по срокам.
|
3. Введение процедур проверки типовых ошибок
Помимо соблюдения сроков сдачи, очень важно качество выполнения работы.
В учетной части бухгалтерии качество – это, по сути, отсутствие ошибок.
Ошибки допускаются по 2-м причинам:
а) по невнимательности;
б) из-за пропущенного нововведения.
Здесь выполняются следующие задания:
Задание | Тема |
№ 9, 10 |
Составляется перечень типовых ошибок.
Оценивается тяжесть ошибок.
Выполняется проверка ошибок с занесением результатов в журнал проверки на типовые ошибки.
|
4. Модели оплаты труда
Зарплата бухгалтера складывается из 2-х частей: постоянной и переменной. Мы рассматриваем систему зарплаты на примере "смешанной" ("процентно-балльной") системы.
В задании подробно описывается сама модель оплаты труда бухгалтера, т.е. критерии и приемы оценки его работы. Включая бонус за бухгалтерские решения, в результате которых произошла, например, оптимизация налогов, появилась возможность отнести затраты на себестоимость (учитывать в расходах), снизились трудоемкость или фонд оплаты труда и т.д.
Задание | Тема |
№ 11 |
Разработка моделей оплаты труда |
5. Работа с нововведениями
Это задание посвящено тому, как не пропустить изменений в Законодательстве.
Как было замечено ранее, ошибки допускаются по 2-м причинам:
а) по невнимательности;
б) из-за пропущенного нововведения.
С типовыми ошибками "по невнимательности" мы разбираемся в Задании 3 (выше). Но как быть, если бухгалтер пропустил изменения в законодательстве и ошибка связана именно с этим? Конечно, его нужно наказать, но ущерб может оказаться несравнимым даже с самым строгим наказанием.
Если ущерб от ошибки превышает несколько зарплат сотрудника, то это задача на "защиту от дурака", а не на величину штрафа. Поэтому все дальнейшие решения направлены именно на заблаговременное предотвращение ошибок, связанных с пропущенными нововведениями.
Как правило, если выполнять шаги, перечисленные в этом задании, то подобного рода ошибок удастся избежать практически на 99%:
Задание | Тема |
№ 12 |
Составление списка источников нововведений (необходимых для изучения).
Заполнение журнала нововведений.
Проведение планерок по нововведениям.
|
6. Работа с "уважительными" причинами. Журнал согласования-рассогласования. Алгоритмы инициативности
Сотрудники так устроены, что каждому опозданию на работу или любому "не сделано", "сделано не вовремя", "сделано с ошибками" найдут самое благовидное оправдание.
Причем будут "обижаться", если руководитель не будет входить в их "сложное" положение.
Если же будет, то еще хуже – перестанут уважать и начнут этим злоупотреблять.
Эти задания посвящены тому:
- Как быть в тех случаях, когда работа не выполнена (или допущено нарушение) по "уважительной" причине.
- Как быть с незапланированными отвлечениями от работы, на которые нельзя не реагировать?
- Как быть в тех случаях, когда процедуру не пропишешь, т.к. сотрудник соприкасается с контролирующими органами, внешними контрагентами, которые подводят...?
С этой целью выполняется:
Задание | Тема |
№ 13, 14 |
Описание причин несвоевременной (не в полном объеме) сданной работы/допущенных ошибок, нарушений в случае, когда сотрудник не согласен с предстоящим наказанием.
Описание действий по алгоритму инициативности.
Предоставление информации в случае нестандартной задачи, выходящей за компетенцию сотрудника.
|
7. Разделение функций принятия решений и исполнения
Решаются проблемы, связанные с отсутствием технологий:
А) Поиска решений, например:
- Непонятно, оптимизированы ли налоги... Возможно, предприятие могло бы платить меньше...
- Вечная проблема – решение вопроса, сколько нужно денег на следующий месяц и сколько их поступит от плательщиков, хотя бы предварительно.
В результате планирования не получается. Информация о нехватке или переизбытке денег поступает в момент наступления дефицита/профицита. Хотя надо, чтобы деньги, необходимые на расходы, всегда оставались и, в то же время, не залеживались на счете, а приносили доход.
- Нет общей картины дебиторско-кредиторской задолженности, общей финансовой картины предприятия.
- Нет полного и систематизированного мат. учета склада готовой продукции.
- Подразделения несвоевременно представляют первичные документы о доходах, о реализации, о поступлении и выбытии товаров, готовой продукции.
- Не своевременно составляется отчет кассира по кассе предприятия из-за ошибок операционных кассиров при отражении выручки по видам товаров, услуг.
Б) Принятия решений, например:
- Не посвящая руководителя во многие проблемы, бухгалтерия пытается принимать самостоятельные решения по вопросам, которые выше их компетенции.
- Большинство решений правильные, но процентов 15 – вопиющие ошибки...
- Постоянные намеки на высокую ответственность работы бухгалтерии.
Как следствие – культивируемая "важность" бухгалтерии перед остальными подразделениями организации и требование более высокой, по сравнению с ними, зарплаты.
- Порой восприятие любых действий руководителя как покушение на самостоятельность и авторитет бухгалтерии.
- Гл. бухгалтер – этакий "профсоюзный" лидер коллектива, который НЕ защищает интересы фирмы.
Наша задача: перейти от любой абстрактной проблемной ситуации к конкретной (т.е. нужно выделить оперативную зону задачи).
Поэтому выполняется:
Задание | Тема |
№ 15, 16 |
Описание технологии корректной постановки заданий (в т.ч. и с целью оптимизации налогообложения).
Предотвращение ситуаций "лени второго уровня ", когда сотрудник выполняет НЕ важные, а психологически более легкие и приятные работы.
Сортировка и решение задач.
|
8. Описание специфики работы бухгалтерии предприятия
Одна из частых причин "шаманства" - сотрудник знает себе цену и чуть-чуть злоупотребляет этим, явно или неявно, шантажируя своим увольнением (по этой причине он нередко находится в частично управляемом состоянии).
Для решения этой задачи необходима "инвентаризация" этого опыта хороших сотрудников [т.е. тех, которых есть за что ценить] и документирование важных для фирмы моментов, например:
- найденных решений по налогообложению со ссылками на первоисточники или выдержками из них;
- перечень усовершенствований отчетов и пр. бухгалтерских программ;
- "особенностей" рабочего места (для понимания, где хранятся файлы-шаблоны, типовые запросы и т.п., как они называются и т.п.);
- контактов в контролирующих органах;
- иного...
Все эти моменты могут быть освещены в рамках описания "специфики" бухгалтерского учета.
Технологии и опыт должны стать передаваемыми, поэтому потребуются документы, которые делают уход бухгалтера некритичным.
Для этого выполняется:
Задание | Тема |
№ 17, 18 |
Составление списка полезного опыта.
Непосредственно описание специфики работы бухгалтерии.
|
9. Выработка фирменных стандартов/правил
Предыдущие задания (выше) посвящены выстраиванию технологий работы бухгалтерии.
На этом же шаге полезно свести все правила и технологии в единый "моральный и технологический кодекс" работы отдела. Таким документом являются фирменные стандарты/правила.
В этих заданиях приводится перечень стандартов, адаптированный к работе бухгалтерии:
Задание | Тема |
№ 19, 20 |
Выработка фирменных стандартов и правил:
- на общение с контролирующими органами,
- на сроки сдачи документов из других отделов и т.д.
|
На каждом этапе:
- ведется работа с соотв. документами и шаблонами отчетности из электронного кейса "Управление бухгалтерией "RI-BILLER",
- даются рекомендации по дальнейшему мониторингу и внедрению технологии.